Загрузка

В системе ценообразования в строительстве – существенные изменения

Содержание статьи:

В строительной отрасли Республики Беларусь произошли изменения в области ценообразования. Нормативно-правовым основанием новшеств стало Постановление Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 19 апреля 2023 года № 39 «О порядке определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении».

Ключевые изменения

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовым актом внесены следующие новации:

  • в проектно-сметную документацию включается стоимость мебели и оборудования, которое подлежит монтажу (ранее включалась стоимость всей мебели и оборудования);
  • различные прогнозные индексы используются к разным статьям затрат (ранее специалисты применяли единой прогнозный индекс);
  • предусматривается индексация человека-часа, которая предполагает ежемесячное увеличение размера оплаты труда (распространяется на рабочих 4 разряда);
  • скорректирован размер норм, используемых для установления средств, выделяемых в связи с подвижным и разъездным характером выполняемых мероприятий, а также с транспортировкой рабочих подрядчика и их командированием (прежде, указанные нормы формировались на основании данных 2011 года, которые устарели).

Кроме этого, информация о стоимости строительных материалов предоставляется только для республиканского унитарного предприятия «РНТЦ по ценообразованию в строительстве». Это распространяется на случай, когда найти их в нормативной базе текущих цен на ресурсы не представляется возможным. Напомним, данная база формируется ежемесячно (на каждое 1-ое число месяца). С ее помощью можно определить цены на конкретные ресурсы на основании нормативов их расходов в натуральном выражении.

До внесения изменений специалисты сметного дела осуществляли мониторинг цен на интересующие материалы самостоятельно.

Необходимо отметить, что новое Постановление изменяет порядок определения средств, направляемых на содержание заказчика/застройщика. Если первоначально расчеты проводились на основании определения процента, то теперь операции осуществляются с учетом трудозатрат.

Отметим, что новое Постановление повлекло за собой необходимость принятия Сборников, в которых содержатся нормы затрат труда, распространяющиеся на выполнение функциональных обязанностей заказчика/застройщика. Кроме этого, приняты Методические указания, регламентирующие порядок определения стоимости услуг по организации и обеспечению реализации строительных работ в ходе выполнения функций заказчика/застройщика.

Внесенные изменения, предполагающие переориентацию с процентных нормативов на обоснование стоимости функций заказчика с учетом реализуемых видов и объемов выполненных функций, предопределяют усиление заинтересованности заказчика/застройщика в оптимальном снижении стоимости строительства объекта на всех этапах. При этом не происходит снижения потребительских качеств.

Постановление регулирует функционирование института договорных отношений, возникающих между заказчиками и распорядителями средств в ходе осуществления программных документов государственного и регионального масштаба.

Внедрение договорных отношений, предполагающих заключение договора между сторонами, обладает рядом преимуществ. К ним относятся:

  • формирование прочной юридической базы для оказания услуг заказчиками/застройщиками при реализации госпрограмм с учетом принципа возмездности;
  • усиление ответственности заказчика за соблюдение установленных распорядителем требований, в том числе предъявляемых к предельной стоимости строительства и сроку приемки объекта в эксплуатацию.

Типовой договор возмездного оказания услуг по организации и обеспечению строительства объекта представлена в Приказе Министерства строительства и архитектуры от 29 июля 2023 года № 122.