Регулирование цен на строительные материалы с 18 июля 2022 г.
Строительная продукция, включая стройматериалы, характеризуется комплексом специфических особенностей. Это отражается на ценообразовании, вопросы которого регламентированы различными нормативно-правовыми актами Республики Беларусь.
Общая информация о регулировании цен на стройматериалы
Вопросы регулирования цен на строительные материалы регламентируются различными нормативно-правовыми актами.
Постановление Совмина от 06.07.2022 № 447 "О регулировании цен" определяет перечень товаров, которые производятся/ввозятся и реализуются на внутреннем рынке различными хозяйствующими субъектами. Эти товары предназначаются для строительства различных объектов, производства материалов для строительно-монтажных работ. Цены на них регулируются Министерством строительства и архитектуры Республики Беларусь.
Нормы данного документа охватывают юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключением являются субъекты, занятые в сфере продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг при поставке по внешнеторговому договору, а также на компании розничной торговли.
Основными товарами, которые предназначаются для строительства, являются:
- древесина необработанная;
- пески природные;
- гравий, галька, кремниевая галька и кремень;
- щебень или камень дробленый;
- глины прочие;
- природные битум и асфальт;
- кирпичи, плитки и строительные изделия из обожженной глины;
- изделия керамические санитарно-технические;
- цемент, известь и гипс и др.
В Постановлении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.07.2022 № 69 "О порядке регулирования цен" отражается порядок, который устанавливает пределы некоторых процентных показателей. К ним относятся следующие:
- максимальный норматив рентабельности, который включается в отпускные цены, - не более 20% (при этом не учитываются транспортные расходы на транспортировку до места использования): распространяется в случае реализации товаров, предназначенных для строительства объектов и производства материалов для строительных нужд;
- максимальный норматив рентабельности, для строительных материалов, предназначенных на торговых объектах, - не более 15%;
- предельная надбавка к контрактной цене и расходам по импорту для организаций-импортеров - не более 15%;
- предельный размер оптовой надбавки для оптовиков - не более 10%.
Кроме этого, документ устанавливает запрет на поднятие цен на строительные материал. Этот показатель не может превышать 30% в годовом выражении.
Установление отпускных цен
Отпускные цены – цены, устанавливаемые производителем (импортером) на произведенный (ввезенный на территорию Беларуси) товар, который предназначен для последующей реализации. Для их определения во внимание принимаются следующие факторы:
- плановые затраты (себестоимость) на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
- налоговые и другие платежи в бюджет;
- прибыль при учете ситуации на рынке и существующих государственных ограничений.
Остатки товаров, которые были произведены ранее, производители вправе реализовывать по тем ценам, которые были установлены на момент их реализации.
Если речь идет о ввезенных товарах, то во внимание принимаются контрактные цены, расходы по импорту, транспортные издержки.
Отпускные цены устанавливаются в белорусских рублях без учета НДС.
Установление розничных цен
Розничные цены устанавливаются субъектами розничной торговли. Это производится посредством торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров). Размеры не превышают установленных тарифов.
Розничные цены устанавливаются с учетом НДС.
Покупатели могут получить скидку на товар с розничных цен. При этом эта сумма не может быть меньше предельных минимальных розничных цен. Их юридические лица и индивидуальные предприниматели устанавливают самостоятельно.
Оформление документации
Отпускные цены должны быть подтверждены в установленном порядке соответствующими финансово-экономическими расчетами. Речь идет о плановой калькуляции с указанием статей затрат. Обоснование уровня применяемых цен не является обязательным условием.
При необходимости изменения фиксированных или предельных цен хозяйствующие субъекты должны предоставить в соответствующую государственную структуру следующий пакет документов:
- проект, в содержание которого включаются цены (тарифы);
- пояснительную записку, включающую подробное обоснование вносимых предложений;
- калькуляцию (плановую и отчетную) с детализацией расходных статей;
- показатели финансово-экономической деятельности, включая сведения о фактической рентабельности производства (продаж) товаров (работ, услуг).
Регулятор вправе в течение 10 рабочих дней запросить иные бумаги, которые обосновывают проектируемый уровень цен. На рассмотрение возможности установления или изменения цен отводится 15 дней. В результате выносится решение.