Понятие завышения стоимости строительных работ
Сметная стоимость строительных работ представляет собой расчетную стоимость строительства, которая подлежит определению на этапе архитектурно-строительного проектирования и является основанием для расчета цены Заказчика и Подрядчика. Наличие заключения экспертизы, подтверждающего корректность и достоверность сметной стоимости, является основанием полагать, что расчеты соответствуют сметным нормативам, единичным расценкам, физическим объемам работ и др. В процессе строительства или при расчете стоимости подрядных работ могут возникнуть ситуации, которые могут быть расценены и определены как завышение стоимости строительных работ.
Понятие завышения стоимости строительства
Понятие завышения стоимости подрядных работ и критерии их оценки описаны в нормативных документах, определяющих порядок расчёта контрактных цен.
Согласно Положению о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ, утвержденного Постановлением №1553 от 18 ноября 2011 года ( в редакции Постановления Совета Министров от 16 мая 2023 №311) определен следующий порядок оценки завышений стоимости строительства или случаев, когда оно таковым не является.
В случае, если фактическая стоимость подрядных работ оказалась меньше по отношению к неизменной цене при достижении потребительских и качественных характеристик объекта (результата выполненных работ) в соответствии с проектной документацией (далее – потребительские и качественные характеристики объекта), работы принимаются и оплачиваются согласно неизменной цене, предусмотренной договором.
Снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене, обеспечивающих достижение потребительских и качественных характеристик объекта, является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика, за исключением снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых помещений для граждан, осуществляющих строительство таких помещений с государственной поддержкой.
Экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью выполненных подрядных работ не является завышением стоимости подрядных работ, если получена в результате:
- фактического выполнения видов работ с применением иной технологии производства работ, использования в процессе выполнения подрядных работ иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в том числе сметной, документацией (при условии соблюдения потребительских и качественных характеристик объекта);
- снижения в процессе выполнения подрядных работ стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;
- снижения стоимости работ, выполненных субподрядчиками, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой по договору, заключенному между заказчиком и генеральным подрядчиком;
- завершения выполнения подрядных работ в срок, ранее установленного договором срока их выполнения;
- принятия подрядчиком иных мер, направленных на снижение стоимости подрядных работ при условии выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.
При строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов) к завышенным объемам и (или) стоимости выполненных подрядных работ, за исключением случаев, указанных в части шестой пункта 13 Положения №1553, относятся фактически принятые и (или) оплаченные (в том числе в виде авансовых платежей):
- подрядные работы, неизменная цена которых сформирована с нарушением порядка, установленного настоящим Положением;
- подрядные работы, стоимость которых не подтверждена документально соответствующими расчетами и обоснованиями;
- подрядные работы (виды работ), фактически не выполненные.
Аналогичный порядок отнесения к завышению стоимости работ описан и для объектов текущего ремонта с бюджетным финансированием в пункте 8 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2023 г. № 747 «О порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта».
Порядок определения завышения стоимости строительства в размере объемов или стоимости работ может также определяться локальными документами или для конкретной организации, или законодательными правовыми актами, регламентирующими порядок определения завышений для конкретных структур хозяйствования или источников финансирования.
Ответственность за завышение стоимости строительства
Выявить факт завышения стоимости строительства возможно посредством проведения проверок. Такие проверки осуществляются уполномоченными структурами.
За завышение стоимости и объемов выполненных строительных работ предусмотрена административная ответственность. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа. Размер штрафа составляет 10-30 базовых величин. Если нарушение совершено индивидуальным предпринимателем или организацией, то сумма штрафа увеличивается до 150% от суммы завышения.
Если завышение было установлено в ходе контрольного обмера, при этом работы были осуществлены за счет бюджетных средств, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, либо с привлечением льготных кредитов, при этом причина - ошибки разработчика проектной документации, допущенные в проектно-сметной документации, то налагается штраф. Размер штрафа 10-30 базовых величин. Если речь о юридическом лице, то штраф повышается до 50% от суммы завышения.