Загрузка

Конкурсный коэффициент при определении сметной стоимости подрядных работ - словарь сметчика

Содержание статьи:

расчет конкурсного коэффициента

Основанием для определения стоимости подрядных работ на выполнение строительно-монтажных, специальных, пусконаладочных работ является сметная документация, разработанная на основании задания на проектирование, выдаваемое заказчиком, застройщиком проектной документации, проектной документации, дефектных актов (по текущему ремонту), решений, принятые заказчиком, застройщиком и предусмотренных в проектной документации.

Одним из важных изменений при определении стоимости подрядных работ и в частности, цены Подрядчика, стало появление в законодательстве термина «конкурсный коэффициент» и описание порядка его применения. Конкурсный коэффициент для расчета стоимости подрядных работ применяется для объектов по неизменной договорной (контрактной) цене и по договорной (контрактной) цене по текущему ремонту с бюджетным (или приравненным к нему) финансированием.

Термины “подрядные работы”, “сметная документация” в законодательстве

Согласно Закону №300-3 от 05.07.2004 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», смета (сметная документация) – взаимоувязанные документы, входящие, как правило, в состав проектной документации, представляющие денежное выражение строительства объекта и (или) очереди строительства, пускового комплекса и определяющие их стоимость.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности №289-3 от 17.07.2023, который вступает в силу с 23 июля 2024 года, сметная документация (смета) – взаимоувязанные документы, входящие в состав проектной документации, определяющие размер денежных средств, необходимых для строительства объекта и (или) очереди строительства, пускового комплекса.

Подрядные работы – выполняемые подрядчиком при строительстве объекта строительные, специальные, монтажные и пусконаладочные работы, на выполнение которых заключается договор строительного подряда. Данные термины определены в законодательных документах, определяющих расчёт контрактной цены.

Основополагающим законодательным документом для расчета сметных затрат является Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства, пусконаладочных работ и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденная Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь №39 от 19 апреля 2023 года.

Конкурсный коэффициент при расчете стоимости подрядных работ

Согласно Постановлению Совета Министров №1553 от 18.11.2011 (в ред. Постановления Совета Министров №311 от 16.05.2023) (далее — Постановление №1553), конкурсный коэффициент – это определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами, и его внутренние конкурентные преимущества.

Конкурсный коэффициент может применяться по всем случаям, описанных в пунктах 7.1-7.4 Постановления №1553. При этом конкурсный коэффициент при расчете стоимости подрядных работ по пункту 7.4, применяется к сметной стоимости этих работ в целом, а не по статьям затрат. Порядок применения конкурсного коэффициента по пункту 7.1 Постановления №1553 определяется формулой, приведенной в данном пункте, а именно к сумме затрат, определяющих стоимость подрядных работ.

Особое внимание следует обратить на применение значения конкурсного коэффициента при расчете стоимости подрядных работ по объектам с бюджетным финансированием (или приравненных к ним средств), а также по объектам жилого строительства.

Так, при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой конкурсный коэффициент, применяемый при формировании цены предложения подрядчика в соответствии с методами, установленными в пункте 7 Постановления №1553, определяется в размере:

— не выше предусмотренного в проектной документации норматива средств

на непредвиденные работы и затраты – в части, учитывающей компенсацию рисков

подрядчика, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;

— не ниже 0,9 – в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества

подрядчика.

Таким образом, минимальное значение конкурсного коэффициента ограничивается значением 0,9 при бюджетном финансировании, предельное значение ограничено нормативом средств на непредвиденные работы и затраты. При этом, Заказчик может потребовать расчет обоснования значения конкурсного коэффициента, которое отличается от 1.

Значение конкурсного коэффициента для объектов, которые не подпадают под вышеописанные требования (объекты бюджетного финансирование и т.д.), не ограничено и принимается Подрядчиком самостоятельно (если Заказчиком не принято решение об установлении границ его значений в конкурсной документации).

Для объектов текущего ремонта с бюджетным финансированием (или приравненым к ним источники финансирования) согласно Постановлению №747 от 01.11.2023 “О порядке формирования договорной (контрактной) цены на выполнение подрядных работ по объектам текущего ремонта» —

конкурсный коэффициент – определяемый подрядчиком коэффициент,

учитывающий компенсацию рисков подрядчика, обусловленных различными

непредвиденными обстоятельствами, и его внутренние конкурентные преимущества.

Конкурсный коэффициент применяется или к сметной стоимости подрядных работ, определенной заказчиком на дату начала выполнения таких работ, установленную в дефектном акте, или к смете, составленной Подрядчиком, на дату начала выполнения подрядных работ, установленную заказчиком в дефектном акте, с учетом прогнозных индексов, действующих в соответствующем месяце периода продолжительности выполнения подрядных работ, налогов и отчислений согласно законодательству.

При формировании цены предложения подрядчика в соответствии с методами, установленными в части второй пункта 4 Постановления №747, конкурсный коэффициент определяется:

— в части, учитывающей компенсацию рисков подрядчика, обусловленных

различными непредвиденными обстоятельствами, – в размере не выше предусмотренного в смете норматива средств на непредвиденные работы и затраты;

— в части, учитывающей внутренние конкурентные преимущества подрядчика, –

в размере, устанавливаемом подрядчиком самостоятельно.

Таким образом, минимальное значение конкурсного коэффициента по объектах текущего ремонта с бюджетным финансированием (и приравненным к ним средств) не ограничено, в отличие от объектов, рассчитываемых по Постановлению №1553 с аналогичным видом финансирования.

С учетом того, что Цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на выполнение подрядных работ без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню, конкурсный коэффициент на применяется на стоимость оборудования и материалы Заказчика при взаиморасчетах.

Конкурсный коэффициент при расчете стоимости дополнительных работ

Стоимость дополнительных работ формируется в размере сметной стоимости этих работ, определенной на дату разработки проектной, в том числе сметной, документации с учетом прогнозного индекса месяца выполнения этих работ (п.15 Постановления № 1553 от 18.11.2011 (в редакции Постановления от 16.05.2023) и п.10 Постановления №747 от 01.11.2023).

Таким образом, обязательное применение конкурсного коэффициента к стоимости дополнительных работ действующее законодательство не предполагает.