Загрузка

Строительный Кодекс Республики Беларуси вступает в силу с 23 июля 2024 года

Содержание статьи:

Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

С 23 июля 2024 года в Республике Беларусь вступил в силу Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности № 289-З от 17 июля 2023 года.

В нем содержатся требования и условия, которые необходимы для осуществления строительства, возведения, реконструкции, ремонта, модернизации зданий и сооружений различной сложности в зависимости от вида осуществления архитектурно-строительной деятельности, в т.ч. по объектам текущего ремонта. Кодекс включает нормы почти двух десятков законодательных документов, в том числе положения указов и декретов, регламентирующих и регулирующих архитектурно-строительную деятельность.

В статье будут рассмотрены основные положения Строительного кодекса, в том числе которые будут определять порядок определения вида строительной деятельности и формирование стоимости строительства в целом.

С принятием Строительного кодекса утратили силу:

— пункт 4.4 Декрета Президента Республики Беларусь №7 от 23 ноября 2017 года;

— Закон Республики Беларусь №300-З от 5 июля 2004 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Необходимость принятия Строительного кодекса в градостроительной отрасли

Необходимость разработки Строительного кодекса была определена пунктом 9.3 Декрета Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее –Декрет № 7).

Необходимость принятия Строительного кодекса в градостроительной отрасли

Декретом было поручено обеспечить разработку, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Также предусмотреть в этом проекте мероприятия по дальнейшему совершенствованию и упрощению требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизацию административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность, а также: обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; дальнейшее сокращение, упорядочение и консолидацию требований технических нормативных правовых актов (включая противопожарные, санитарные и природоохранные требования) к строительству объектов; повышение ответственности разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор, и иных субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности.

Строительный кодекс призван максимально унифицировать и консолидировать требования к архитектурной, градостроительной, строительной деятельности в одном сводном документе. Основная цель и необходимость его принятия — предельно собрать и обобщить фундаментальные строительные, юридические, законодательные нормы для упорядоченного и понятного описания процессов и взаимосвязей, которые возникают в процессе строительства: начиная от принятия решения о строительстве Заказчиком и заканчивая приемкой объекта в эксплуатацию.

Кодекс также регулирует вопросы приостановки строительства объектов и принятия решений об их консервации, упорядочен порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов пятого класса сложности, введен уведомительный принцип в отношении выполнения строительно-монтажных работ, а также введена возможность добровольного страхования при осуществлении архитектурной и строительной деятельности.

Строительный кодекс предусматривает формирование единой информационной среды в строительной отрасли для упрощения взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности. Запущена государственная информационная система "Госстройпортал". Главной целью данного портала является создание единого информационного пространства строительной отрасли, обеспечивающего информационное взаимодействие участников жизненного цикла объекта строительства на всех его этапах в среде общих данных. ГИС "Госстройпортал" постоянно совершенствуется, в том числе путем разработки дополнительных подсистем.

Меры по реализации положений Градостроительного Кодекса

Статьёй 127 Кодекса («Меры по реализации положений настоящего Кодекса») Совету Министров Республики Беларусь до даты вступления в силу Кодекса было поручено:

подготовить и внести в установленном порядке предложения о приведении законодательных актов в соответствие с Кодексом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с Кодексом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с Кодексом;

принять иные меры по реализации положений Кодекса.

Структура Строительного кодекса

Структура Строительного кодекса

Градостроительный кодекс содержит 128 статей и состоит из следующих разделов:

— Основные положения;

— Субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Отдельные требования, предъявляемые при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— Направления государственной политики, государственное регулирование и управление, нормирование в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— Аттестация, освидетельствование системы производственного контроля, обеспечение требований безопасности объектов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— Информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Архитектурная деятельность. Научно-техническая деятельность в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— Градостроительная деятельность;

— Разрешительная документация на строительство. Деятельность по разработке предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации. Госстройэкспертиза;

— Строительная деятельность (строительство). Обеспечение исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Заказчик, застройщик. Инженерные услуги. Жилищное строительство;

— Строительная авария. Приостановление строительства. Консервация и расконсервация объекта незавершенного строительства;

— Приемка объекта в эксплуатацию. Инженерная, транспортная и социальная инфраструктура;

— Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— Заключительные положения.

Термины и определения, измененные Строительных кодексом.

До 23 июля 2024 года действовал Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 года №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». С вступлением в силу Строительного кодекса изменяются некоторые термины и определения, которые ранее были в Законе №300-3.

Изменены термины «Строительная деятельность (строительство)», «Благоустройство», «Возведение», «Ремонт», «Капитальный ремонт», «Текущий ремонт», «Ремонтно-реставрационные работы», «Консервация объекта», «Реконструкция», «Снос», «Модернизация», «Техническая модернизация». Перечисленные термины изложены в редакции Строительного кодекса.

Также вышеперечисленные термины в Строительном кодексе содержат такое понятие как «Организационно-технические мероприятия», где ими является комплекс мероприятий, направленных на организацию строительства объекта и обеспечивающих в соответствии с ТНПА безопасное выполнение работ на объекте.

Виды строительной деятельности согласно Строительному кодексу

В Статье 78 «Осуществление строительной деятельности (строительства)» Кодекса перечислены следующие виды строительной деятельности:

— выполнение изыскательских работ;

—подготовку разрешительной документации на строительство;

—оказание инженерных услуг;

— выполнение пусконаладочных работ;

— возведение объекта;

— реконструкцию объекта;

— модернизацию объекта;

— техническую модернизацию объекта;

— ремонт объекта;

— ремонтно-реставрационные работы;

— снос объекта;

— консервацию объекта незавершенного строительства.

Перечень видов работ, относящихся к ремонту, модернизации и технической модернизации, устанавливается Министерством архитектуры и строительства.

При этом, статьёй 83 Кодекса существенно упрощены требования при выполнении работ по текущему ремонту. Формирование стоимости строительства объекта, предусмотренная Строительным кодексом

Статьей 79 Кодекса определено, что сметная документация (смета) на строительство объекта разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен (тарифов) на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов.

Порядок разработки и применения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении устанавливается Министерством архитектуры и строительства, порядок утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении - Советом Министров Республики Беларусь.

Сметная стоимость строительства объекта определяется на дату начала разработки сметной документации (сметы) с учетом даты начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и даты окончания строительства в пределах продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (по объектам текущего ремонта - с учетом продолжительности выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, установленной заказчиком, застройщиком).

Для отражения в сметной документации (смете) изменения стоимости строительства в период с даты начала разработки сметной документации (сметы) до даты начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, а также до даты окончания строительства в пределах продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (по объектам текущего ремонта - с учетом продолжительности выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, установленной заказчиком, застройщиком), используются прогнозные индексы стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат.

Порядок расчета прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат устанавливается Министерством экономики.

Порядок составления сметной документации (сметы) устанавливается Министерством архитектуры и строительства.

Для формирования сметной стоимости строительства и составления сметной документации (сметы) используется республиканская нормативная база текущих цен на ресурсы.

Республиканская нормативная база текущих цен на ресурсы формируется в том числе на основании данных мониторинга цен на строительные материалы. При этом мониторинг цен на строительные материалы проводится на основании информации о ценах, представляемых в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в информационно-справочную систему мониторинга цен на строительные материалы в ГИС "Госстройпортал".

Порядок формирования республиканской нормативной базы текущих цен на ресурсы, мониторинга цен на строительные материалы устанавливается Министерством архитектуры и строительства.

На основании сметной документации (сметы) формируется неизменная договорная (контрактная) цена на выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ. Порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок формирования стоимости разработки документации проектного обеспечения для формирования стоимости проектных и изыскательных работ (услуг) устанавливается Министерством архитектуры и строительства.

Фактическая стоимость строительства объекта формируется в бухгалтерском учете заказчика, застройщика в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства.

При этом, согласно статье 77 Кодекса, заключение госстройэкспертизы по проектной документации действует до приемки в установленном порядке объекта строительства в эксплуатацию, если иное не установлено законодательными актами.

Закупка технологического оборудования

В случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций в строительство объекта предпроектная (предынвестиционная) документация может являться основанием для осуществления заказчиком, застройщиком закупки технологического оборудования для объекта (в том числе с фактической поставкой такого оборудования на объект в соответствии с заключенным договором и графиком поставки).

В случае заключения договора строительного подряда закупка технологического оборудования осуществляется заказчиком с передачей его подрядчику в соответствии с графиком поставки материальных ресурсов, являющимся неотъемлемой частью договора строительного подряда.

По соглашению между подрядчиком и заказчиком закупка технологического оборудования может быть осуществлена подрядчиком.

Порядок осуществления ремонта объекта согласно Строительному кодексу

Ремонт объекта осуществляется путем проведения капитального ремонта или текущего ремонта.

Строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняются без направления уведомления о выполнении строительно-монтажных работ на основании дефектного акта и сметной документации (сметы).

Форма дефектного акта, а также порядок ее применения и заполнения утверждаются Министерством архитектуры и строительства.

Для проведения текущего ремонта не требуется наличие:

— предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации;

— разрешительной документации на строительство;

— аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов;

— свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля;

— декларации безопасности на строительные работы.

При этом проведение технического надзора по объектам текущего ремонта по объектам, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, является обязательным.

Порядок проведения пусконаладочных работ согласно Кодексу

Пусконаладочные работы представляют собой комплекс работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования оборудования.

Основными этапами выполнения пусконаладочных работ являются:

— проверка качества сборки оборудования (визуальный и технический осмотры);

— устранение неполадок, если они были выявлены;

— пробный запуск и мониторинг работоспособности техники;

— осмотр систем аварийных запуска и остановки;

— адаптация оборудования под конкретные эксплуатационные условия (подналадка);

— настройка программного обеспечения (если таковое имеется);

— изготовление пробной партии продукции;

— подписание акта приемки в эксплуатацию и передача заказчику комплекта документации на оборудование.

Порядок определения сметной стоимости пусконаладочных работ устанавливается Министерством архитектуры и строительства.